Подробно о том, что должно быть в школьной аптечке

В любом учебном заведении, в том числе в школе, необходима медицинская аптечка, и зачастую не одна. В школьной аптечке должно быть все, что нужно для оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях. Однако конкретный набор перевязочных материалов и других медицинских принадлежностей может варьироваться.

Как приготовить полезный шоколад

Чем необходимо наполнить аптечку

По СанПину 2.4.2.2821-10, медаптечка обязательно должна быть в спортзале и кабинете труда, поскольку именно эти дисциплины связаны с повышенным риском травматизма. Однако состав школьной медицинской аптечки санитарными правилами строго не регламентируется. В дополнение к СанПинам обычно издаются местные нормативные акты: приказы департамента здравоохранения, пояснительные документы.

Согласно требованиям большинства местных властей, в обязательный список медицинских принадлежностей для школьной аптечки входят:

  • Антисептик – 0,05%-ный раствор хлоргексидина;
  • Стерильные и эластичные бинты;
  • Рулонный и бактерицидный лейкопластырь разной ширины;
  • Гидроактивный пластырь для ожогов;
  • Стерильные и кровоостанавливающие повязки;
  • Медицинские трехслойные маски;
  • Стерильные марлевые салфетки разных размеров;
  • Резиновые перчатки для одноразового использования;
  • Пинцет;
  • Ножницы;
  • Перечень, в котором записаны все номера телефонов экстренных служб;
  • Блокнот, карандаш.

Некоторые советуют дополнять стандартный список нашатырным спиртом, жгутом, необходимым для остановки артериального кровотечения, градусником, карманной маской для осуществления искусственного дыхания через рот, некоторыми лекарственными препаратами наподобие валидола. Однако перечисленные средства нельзя отнести к разряду обязательных. Все зависит от того, в какой кабинет комплектуется медаптечка.

В рекомендациях департамента здравоохранения отсутствует перечень медикаментов для школьных аптечек первой помощи. Это связано с высоким риском отравления или передозировки лекарства. Человек без медицинского образования не всегда может адекватно оценить ситуацию и выбрать нужный препарат, тем более правильно рассчитать его дозировку.

Некоторые лекарственные средства имеются в медкабинете, и распоряжаться ими может лишь школьная медсестра.

Обратите внимание!

В медицинском кабинете также должен присутствовать противошоковый набор для оказания экстренной помощи.

Школьная аптечка

Несмотря на стандартные рекомендации СанПина, многие учителя и медработники сходятся на том, что в кабинетах для преподавания естественных наук медицинская аптечка тоже нужна. Ведь не только уроки труда и физкультуры сопряжены с опасностью травматизации.

Для кабинета химии

Аптечка, укомплектованная для кабинета химии, должна содержать:

  • Йод;
  • 3%-ный раствор пероксида водорода;
  • Аммиачный раствор;
  • Раствор соды;
  • 2%-ную борную кислоту;
  • Визин или аналогичные глазные капли;
  • Противоожоговые гели или мази;
  • Энтеросорбенты (полисорб, энтеросгель, активированный уголь);
  • Пипетку;
  • Вату.

Эти компоненты добавляют к стандартному набору в связи со специфическими опасностями, подстерегающими учеников и учителей в химических лабораториях: ожоги кислотой или щелочью, попадание реактивов в глаза, на кожу, их вдыхание, случайное проглатывание.

При ожогах щелочью на поврежденный участок кожи или слизистой наносят с помощью пипетки борную кислоту. Она нейтрализует реагент и уменьшит повреждение. Если человек обжегся кислотой, то рану нужно обработать содовым раствором.

При термических ожогах, полученных в кабинете химии при неаккуратном нагревании реагентов, в ход идут противоожоговые гели или мази.

Если какой-либо реактив попал в глаза, то их промывают проточной водой, а затем закапывают визин или его аналоги, чтобы уменьшить воспаление и отечность век.

Перекись водорода нужна при любом механическом повреждении кожи для обеззараживания раневой поверхности.

В случае вдыхания паров брома или потери сознания по неизвестной причине пострадавшему дают понюхать вату, смоченную аммиачным раствором, более известным как нашатырный спирт.

Если ученик проглотил какое-либо химическое вещество, то нужно дать ему выпить энтеросорбент. Промывать желудок в таких случаях опасно, ведь многие химикаты способны вызвать ожог пищевода.

Важно!

Во всех перечисленных ситуациях нужно незамедлительно вызвать скорую помощь, чтобы пострадавший получил полноценное лечение как можно раньше.

Для кабинета биологии

Основные риски на уроках биологии связаны с проведением опытов на растениях, с использованием микроскопов, стеклянной посуды, некоторых реактивов. Поэтому они во многом схожи с опасностями химической лаборатории. В частности, ученик может порезаться при неаккуратной работе с лабораторной посудой, случайно отравиться несъедобными сортами растений или грибов во время их исследования, обжечься или получить кожное раздражение из-за химических реактивов, необходимых для окрашивания препаратов.

Особенности!

Аптечка для кабинета биологии нужна также в том случае, если по соседству имеется живой уголок, где дети непосредственно контактируют с животными.

В состав аптечки целесообразно включить все перевязочные материалы, предусмотренные стандартами, а в дополнение к ним:

  • Перекись водорода;
  • Йод;
  • Раствор марганцовки;
  • Активированный уголь или другие сорбенты;
  • Левомеколевую мазь;
  • Нашатырь;
  • Кровоостанавливающий жгут.

Любую открытую рану следует обработать перекисью водорода, а после ее испарения нанести йодный раствор. Особенно это важно при укусах и царапинах, полученных от животных, чтобы предотвратить попадание в организм инфекции.

Жгут накладывают только при глубоких порезах, когда появляются признаки артериального кровотечения – вытекающая пульсирующей струей алая кровь.

Энтеросорбенты дают, если ученик решит попробовать на вкус заведомо несъедобное растение из исследуемого препарата.

Для кабинета физики

На уроках физики ученики подвергаются опасности получения термических ожогов, удара током, механических травм. Поэтому медаптечку кабинета физики желательно дополнить:

  • Пероксидом водорода 3%;
  • Раствором йода или антисептическим клеем БФ-6;
  • Нашатырным спиртом;
  • Противоожоговыми мазями;
  • Таблетками валидола;
  • Специальной маской или воздуховодом для проведения искусственного дыхания «рот в рот».

Для обработки глубоких ран хорошо подойдет антисептический клей БФ-6. Он не только уничтожит бактерии в ране, но и отграничит ее от внешней среды, создав непроницаемую пленку. Так процессы заживления начнутся быстрее.

Противоожоговые средства наносят только на термические (но не на химические!) ожоги.

Устройство для проведения искусственного дыхания необходимо на случай серьезной электротравмы, спровоцировавшей остановку сердца и дыхания.

Для класса начальной школы

Аптечка для детей начальных классов специфических особенностей не имеет. Обычно хватает стандартного набора медицинских средств. Особенно важно обратить внимание на то, что детям младшего возраста нежелательно давать без разрешения медработника никакие лекарственные препараты, даже если это обычный валидол или активированный уголь. Детский организм более восприимчив к медикаментам, поэтому риск проявления побочной реакции или аллергии выше.

Для спортзала

Спортзал – одно из самых травмоопасных помещений в школе. Именно здесь чаще всего случаются растяжения, вывихи, ушибы, переломы, царапины и прочие неприятности. Поэтому аптечки для спортивных залов особенно важно снабжать достаточным количеством перевязочных материалов. Кроме них желательно запастись:

  • Гемостатической губкой;
  • Кровоостанавливающим резиновым жгутом;
  • Охлаждающим пакетом;
  • Перекисью водорода;
  • Йодом;
  • Гепариновой мазью.

Гемостатическую губку применяют при продолжающемся капиллярном кровотечении. При массивной кровопотере из артериального сосуда она не поможет – здесь не обойтись без жгута.

Охлаждающий пакет можно прикладывать к пострадавшей области как при закрытых травмах, так и при открытых ранениях. В последнем случае он ускорит образование тромба и остановку кровотечения.

Гепариновая же мазь разрешена к использованию только при поверхностных гематомах, без внешних признаков кровотечения.

Для школьного автобуса

Школьный автобус, как и любое аналогичное транспортное средство, должен быть укомплектован стандартной автомобильной аптечкой. Надо сказать, что ее состав не намного отличается от рекомендованного образовательным учреждениям. Однако он строго регламентируется приказом Минздравсоцразвития России № 697 от 08.09.2009 года.

Кроме обычного комплекта средств для перевязки, в автомобильную аптечку входят резиновый кровоостанавливающий жгут и приспособление для дыхания «рот в рот». С 2009 года из набора исключены все лекарства: валидол, нитроглицерин, анальгин, аспирин. Это также сделано по соображениям безопасности.

Видео – О школьной аптечке

Где в классе должна быть аптечка и кто за нее отвечает

Аптечки в учебных кабинетах должны находиться в ящиках и на полках шкафов, которые труднодоступны для детей. При этом все преподаватели должны знать об их местонахождении. Чтобы медаптечку можно было быстро найти в шкафу, ее помещают в яркую коробку и маркируют красным крестом.

К набору для оказания неотложной помощи желательно приложить краткую инструкцию – порядок действий в экстренной ситуации с указанием области применения каждого средства.

Все компоненты набора следует пронумеровать, подписать, чтобы человек не растерялся в напряженной обстановке. Ведь не так легко с первого взгляда отличить набор стерильных салфеток от марлевых масок или узких бинтов.

Совет!

В аптечных сетях можно приобрести готовые медицинские аптечки с нужным набором средств. Как правило, они упакованы в удобные чемоданчики или коробки, которые разделены на ячейки.

Важно следить за сроком годности антисептических растворов и перевязочных материалов. Как минимум раз в полгода нужно проводить ревизию и заменять просроченные компоненты. Обычно за состояние аптечки отвечает учитель, в кабинете которого она хранится.

Видео – Порядок в аптечке

Кто имеет право использовать аптечку в классе

Пользоваться медаптечкой имеет право любой преподаватель, прошедший обучение на курсах оказания доврачебной помощи. Необходимость применить на практике полученные знания возникает при:

Во всех перечисленных ситуациях педагог может оказать лишь первую помощь – в дальнейшем действовать будет уже бригада скорой помощи.

Школьная медицинская аптечка – обязательный атрибут спортивных залов и кабинетов труда. В других помещениях школы она нужна в меньшей степени, однако ее наличие все же целесообразно в кабинетах химии, биологии, физики, где нередко проводятся практические занятия и опыты. Эти особенности нужно учитывать при комплектации классов естественных наук.