Как правильно вести дневник медсестры на практике в реанимации

Проходить практику медсестры в реанимации и вести отчетный дневник должны как учащиеся медицинских колледжей по специальности сестринское дело, так и студенты мед. вузов. При этом их обязанности не слишком отличаются – все студенты-медики выступают в качестве помощников реанимационных медсестер, учатся выполнять их работу.

Как приготовить полезный шоколад

Работа медсестры в отделении интенсивной терапии

В отделении анестезиологии и реаниматологии медицинские сестры выполняют широкий спектр работ:

  • Осуществляют назначения врача;
  • Заполняют медицинскую документацию;
  • Обеспечивают адекватный уход за пациентами;
  • Контролируют состояние больных – артериальное давление, пульс, насыщение крови кислородом, объем выделяемой мочи и введенной жидкости;
  • При необходимости оказывают неотложную помощь;
  • Информируют доктора об изменениях в состоянии пациентов;
  • Поддерживают медицинское оборудование и инструментарий в состоянии готовности.

Обратите внимание!

Медсестра подчиняется врачам и заведующему реанимационным отделением, а также старшей медицинской сестре.

Средний медперсонал заполняет журналы, в которых фиксируются:

  • Время работы кварцевых ламп и проведения генеральных уборок;
  • Производственные аварийные ситуации;
  • Подачи экстренных сообщений в Роспотребнадзор;
  • Лабораторные анализы, переданные в СПИД-центр;
  • Введенные наркотические или иные сильнодействующие средства;
  • Производственные отходы класса «Б»;
  • Расход шприцев;
  • Состояние противопожарной системы, эвакуационных путей.

Все журналы и тетради хранятся на рабочем столе, заполняются своевременно, по мере необходимости.

В реанимационном отделении, как правило, нет разделения медсестер на палатных и процедурных: каждая из них должна в полном объеме осуществлять процедуры по уходу и лечебные манипуляции. Особых навыков требует работа медсестры-анестезистки. Ей нужно уметь готовить наркозно-дыхательную аппаратуру и правильно вводить медикаменты для анестезии.

Производственная практика по реаниматологии

Основные цели прохождения сестринской практики в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ): изучить основные направления деятельности реанимационной медсестры, уметь оказывать пациентам адекватную помощь, осуществлять уход за тяжелобольными.

Задачи производственной практики включают:

  • Изучение функциональных обязанностей среднего и младшего медперсонала, условий их работы;
  • Приобретение навыков ухода за реанимационными больными;
  • Обучение лечебно-диагностическим манипуляциям, доступным медсестрам;
  • Изучение принципов работы медицинских приборов и аппаратов, используемых в отделении анестезиологии и реаниматологии (мониторов, дефибрилляторов, аппаратов ИВЛ и наркозных);
  • Освоение методик оказания неотложной помощи, методов контроля при выведении больного из состояния клинической смерти;
  • Понимание базовых принципов деонтологии и врачебной этики при контакте с коллегами, пациентами, их родственниками.

Студенты, которые приступают к прохождению сестринской практики, уже знакомы с теоретическими основами анатомии и физиологии. Основная их цель на данном этапе – набраться практического опыта, чтобы при выпуске из учебного заведения уметь самостоятельно проводить элементарные манипуляции даже у тяжелых больных.

Важно!

Учащиеся могут осуществлять уход и лечение пациентов только с их согласия. Больных нужно информировать, что работать с ними будет медик, пока не завершивший обучение. Все процедуры проводятся под контролем медицинской сестры или доктора.

Перед началом работы в ОРИТ практиканты проходят инструктаж по технике безопасности, поскольку работают в опасных условиях, постоянно контактируя с потенциально зараженными биологическими жидкостями, токсичными средствами, электрическими приборами.

Если по ходу прохождения практики у студента возникают организационные вопросы, то для их решения следует обратиться к куратору или заведующему практикой из числа преподавателей колледжа / вуза.

Важно!

Таким образом, практикант подотчетен не только преподавателям учебного учреждения, но и заведующему отделением, в котором он работает.

Серьезные требования предъявляют к внешнему виду студента: важно, чтобы он был одет в чистую, опрятную медицинскую форму, шапочку, обут в сменную обувь без высокого каблука, которую легко можно обработать дезинфицирующими растворами. В форменной одежде и сменной обуви нельзя выходить на улицу, чтобы не спровоцировать микробное загрязнение реанимационного блока.

Ногти на руках работника должны быть коротко острижены, без лака, который может вступить в химическую реакцию с некоторыми дезрастворами. По этой же причине не допускаются кольца, перстни и иные украшения на руках.

Длинные волосы убирают под шапочку. Запрещены духи с резкими, ярко выраженными ароматами – они способны спровоцировать бронхоспазм у предрасположенных пациентов.

Практикантам в отделении строго воспрещается курить, жевать жвачку, разговаривать на повышенных тонах, проводить фото- или видеосъемку, фамильярно общаться с коллегами и пациентами.

Видео – Медсестры отделения реанимации рассказывают о своей работе

ОРИТ: распорядок рабочего дня

Распорядок дня в реанимационных отделениях разных больниц может различаться. Как правило, утренняя смена начинается в 8 часов утра и заканчивается в 3 часа дня. В таком случае дневной распорядок будет выглядеть следующим образом:

  • 8:00 – 8:30 – совместный обход дежурного врача, зав. отделением, медицинских сестер;
  • 8:30 – 9:00 – утренний отчет в отделении;
  • 9:00 – 14:30 – работа в реанимационных палатах, на сестринских постах;
  • 14:30 – 15:00 – передача смены дежурной бригаде.

Студенты, которые проходят производственную практику в отделении реанимации и интенсивной терапии, должны своевременно являться на работу – не позже 7:45 – 7:50. За 10-15 минут они успевают надеть врачебную форму и сменить обувь, чтобы не занести в инфекцию в реанимационный блок.

Для учащихся обязательно присутствие на врачебных обходах и ежедневных отчетах, на которых обсуждают состояние пациентов и дальнейшую тактику их ведения. Во время работы на посту студенты выполняют распоряжения врачей и медицинских сестер, фиксируя все выполняемые процедуры в отчете по производственной практике.

Отдельное время (около 30 минут) выделяют на прием пищи. На обед сотрудники уходят в разное время, чтобы в реанимационном зале постоянно присутствовали врач и медсестра. Питание осуществляется в специально отведенных для этого помещениях.

4-5 раз за сутки проводится влажная уборка реанимационного блока, обработка поверхностей дезинфицирующими средствами и кварцевание. Это важно для профилактики распространения внутрибольничных инфекций.

Если студенту приходится пропустить рабочие дни по уважительной причине, об этом своевременно нужно уведомить старшую медсестру ОРИТ и заведующего практикой.

Важно!

Запрещено выходить на работу в реанимационный блок при наличии даже легких признаков инфекционного заболевания.

Более подробно о работе ОРИТ можно прочитать в этой статье.

Дневник практики медсестры в реанимации

В качестве отчета в конце прохождения практики реанимационной медсестры сдается дневник, заполненный по дням и часам. Требования к ведению дневников несколько различаются в разных учебных заведениях, но основные пункты, как правило, остаются неизменными:

  1. На лицевой странице указывается полное наименование учебного заведения, фамилия, имя, отчество студента, специальность, по которой он проходит обучение. Также нужно указать ФИО руководителей практики и место ее прохождения.
  2. Обычно к дневнику прилагается характеристика лечебного учреждения и отделения, в котором работал практикант. В характеристиках указываются расположение, e-mail и адрес сайта больницы, количество коек в отделении, численность медицинского персонала, оснащение, основное направление работы отделения (нейрореанимация, кардиореанимация, реанимационно-анестезиологическое отделение, детская реанимация и т. п.).
  3. Ставится отметка о проведении инструктажа по технике безопасности, которая заверяется подписями инструктора и студента.
  4. Затем начинается основная часть дневника, в которой по дням перечисляются все выполненные манипуляции, проведенные работы, составляется план ухода за пациентами. Количество дней прохождения практики определяется внутренними приказами учебного заведения.
  5. В качестве итога формируется сводная таблица выполненных манипуляций, в которую заносится количество поведенных процедур за каждый день и за все время работы в отделении.
  6. В конце прилагается отзыв руководителя практики, в котором он отмечает все недостатки работы студента и оценивает объем приобретенных им навыков.

Видео – Врач и медсестра: вместе или вместо

Основные правила ведения дневника

Заполнение дневника имеет некоторые особенности:

  • В первый день отводится время на ознакомление студента с медицинской документацией отделения, режимом его работы, на инструктаж по технике безопасности.
  • Дневник заполняется ежедневно и отдается на подпись зав. отделением.
  • Все виды работ расписываются по часам.
  • Все манипуляции описываются максимально конкретно: не просто «работа в процедурном кабинете», а «заполнение систем для внутривенных инфузий, выполнение инъекций, их тип, количество» и т. п.
  • Для каждого пациента отдельно указывается основной (врачебный) и сестринский диагнозы – по ведущим синдромам, которые определяют тяжесть его состояния.

Дневник должен быть заполнен чисто, без помарок и грамматических ошибок. В некоторых учебных учреждениях разрешается вести печатный вариант дневника.

По итогам практики обычно сдается дифференцированный зачет. Преподаватель оценивает практические навыки, теоретические знания, правильность заполнения дневника.

Производственная практика в отделении анестезиологии и реанимации – важный этап в обучении любого медицинского работника. Она дает возможность получить реальный опыт работы с тяжелыми пациентами. А грамотно заполненный отчетный дневник позволяет руководителю в полной мере оценить объем усвоенного материала и количество полученных навыков.