Краткая инструкция по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ

При работе в ДОУ можно столкнуться с разными непредвиденными обстоятельствами. Любопытство в сочетании с повышенной подвижностью и недостаточно развитой координацией движений нередко приводит к травмам и несчастным случаям у детей младшего возраста. Поэтому каждый сотрудник в ДОУ должен четко знать инструкцию по оказанию первой медицинской помощи.

Как приготовить полезный шоколад

Первая доврачебная помощь в ДОУ

Оказание доврачебной помощи в детских образовательных учреждениях регламентируется приказами Министерства образования и науки РФ:

  • № 430 от 26 апреля 2010 года;
  • № 866 от 18 августа 2010 года;
  • № 1408 от 26 декабря 2013 года.

Согласно этим приказам, проводить мероприятия первой помощи имеют право медработники ДОУ (врач-педиатр либо медсестра), частные охранники, водители, инструкторы по физвоспитанию, прошедшие обучающий курс по данному направлению.

Есть еще два Федеральных закона, которые определяют правила оказания доврачебной и первой врачебной помощи в образовательных заведениях:

  • № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 31, 32;
  • № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», ст. 41.

Эти документы обязывают воспитателя и педагога оказывать необходимое доврачебное пособие и четко очерчивают сферу, в которой они могут проводить лечебные мероприятия. В случаях, выходящих за рамки их компетенции, педагоги должны ждать прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Ответственность за состояние здоровья ребенка в первую очередь несет медработник дошкольного учреждения. Однако в некоторых организациях медсестра или врач трудоустроены по совместительству и не всегда бывают на месте. В такой ситуации обязанности по оказанию неотложной и экстренной помощи возлагаются на воспитателя.

Особенности!

Первая помощь бывает экстренной и неотложной. Экстренные мероприятия необходимы, если есть непосредственная угроза жизни пациента. Неотложную помощь оказывают, когда состояние ребенка ухудшилось, но жизни это не угрожает.

Слаженную работу всех сотрудников детского сада или другого ДОУ должна контролировать администрация. Руководство обязано следить за тем, чтобы воспитатели были обучены основам оказания экстренной помощи, чтобы медработник находился на рабочем месте или его можно было быстро вызвать. Обычно администрация включает в локальные акты и должностные инструкции педагогов пункты об оказании доврачебного пособия.

Ситуации и состояния, требующие оказания первой помощи

Необходимость в проведении мероприятий первой помощи возникает в следующих случаях:

Перечисленные состояния требуют от воспитателя выполнения неотложных мероприятий:

  • Оценки состояния пострадавшего – присутствия сознания, дыхания, сердечной деятельности;
  • Обеспечения безопасных условий для оказания помощи;
  • Выявления симптомов травм и болезней;
  • Срочного вызова бригады скорой медицинской помощи;
  • Восстановления проходимости верхних отделов респираторного тракта;
  • Остановки кровотечения;
  • Искусственного дыхания, закрытого массажа сердца;
  • Контроля жизненно важных функций;
  • Психологической поддержки ребенка.

После прибытия скорой педагог должен передать пациента на попечение медработников, изложив обстоятельства возникновения болезни, проведенные мероприятия, ведущие симптомы.

Порядок действий педагога

При возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью подопечного, педагог должен действовать по специально разработанному плану:

  1. Быстро оценить обстановку и обеспечить безопасные условия для воспитанников. Например, вынести либо вывести из зоны действия повреждающего фактора – газа, открытого огня, холода и т. п. – положить на горизонтальную поверхность.
  2. Выяснить, в сознании ли ребенок. Для этого достаточно громко заговорить с ним, прикоснуться.
  3. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, определить наличие у него дыхания и сердцебиения. Если их нет, то необходимо сразу вызвать скорую, а затем приступать к сердечно-легочной реанимации. Когда рядом присутствует еще кто-то из взрослых, лучше попросить его позвонить по номеру 103 или 112, а в это время начать реанимационные мероприятия. Это поможет сэкономить время.
  4. При вызове врачебной или фельдшерской бригады кратко описать обстоятельства болезни или травмы и состояние ребенка на текущий момент. У диспетчера можно получить консультацию о необходимости дальнейших действий со стороны персонала ДОУ.
  5. Реанимационные мероприятия включают непрямой массаж сердца через переднюю грудную стенку и искусственное дыхание. Предварительно нужно освободить дыхательные пути, если они перекрыты. На каждые 30 нажатий выполняется 2 вдоха через рот либо через специальное приспособление для осуществления искусственного дыхания рот в рот, которое есть в медицинской аптечке. Носовые ходы при этом зажимают.
  6. Если пациент без сознания, но признаки жизнедеятельности присутствуют, следует удостовериться в проходимости дыхательных путей и уложить ребенка на бок. После этого оценить наличие кровотечения или иных видимых нарушений. Вызвать бригаду скорой помощи.
  7. При наличии сознания у пострадавшего нужно постараться получить максимально подробную информацию о случившемся и установить наличие и тяжесть повреждений.
  8. Остановить наружное артериальное кровотечение с помощью жгута или путем пальцевого прижатия травмированного сосуда. Для остановки венозного или капиллярного кровотечения достаточно наложить давящую повязку. При закреплении жгута к нему обязательно прикрепляют бумагу с отметкой о времени наложения. Жгут нельзя держать больше 1,5 часа.
  9. При наличии признаков перелома закрепить бинтами шину. Если подходящего предмета нет под рукой, то нужно просто обеспечить покой пораженной конечности.
  10. На глубокие ожоги и отморожения накладывают защитную асептическую повязку.
  11. Уведомить о случившемся родителей или законных представителей и попросить их как можно скорее прибыть на место происшествия.
  12. Уложить пациента в наиболее удобное и безопасное положение. До приезда бригады медиков контролировать его состояние и оказывать моральную поддержку – успокаивать, отвлекать от неприятных мыслей.
  13. Если скорая приезжает раньше, чем родители, то маме и папе нужно передать информацию о предполагаемой госпитализации ребенка, полученную от медицинских работников.

Важно!

Воспитатель не имеет права давать ребенку никакие лекарства и обрабатывать раны антисептическими растворами. Это прерогатива медработников.

Если же малышу необходимо принять лекарственное средство, ранее назначенное доктором, то педагог может ему в этом помочь. Например, при развитии приступа удушья на фоне бронхиальной астмы, воспитателю разрешается помочь подопечному воспользоваться ингалятором, который он носит с собой на подобные случаи.

Видео – Педагогам о первой помощи

Обратите внимание

Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, плановую медицинскую помощь ребенку разрешается оказывать только с согласия родителей либо опекунов. Однако этот закон не является основанием для неоказания экстренной помощи, если родителей нет рядом. Медицинское пособие в таком случае оказывают в полном объеме.

Если при оценке состояния пострадавшего удается установить, что его жизни ничто не угрожает, несмотря на наличие заболевания или травмы, о патологии следует проинформировать родителей и вызвать их в ДОУ для принятия решения о дальнейшем лечении. До их прибытия пациент должен находиться под постоянным наблюдением педагога или медработника.

В том случае, если родители не имеют возможности быстро приехать к ребенку, вызывают «неотложку» и следуют указаниям врача или фельдшера.

Если в момент получения ребенком повреждения мать или отец присутствуют в дошкольном учреждении, то все манипуляции воспитатель проводит с их устного согласия.

Оснащение медицинского кабинета ДОУ

В медицинском кабинете дошкольного образовательного учреждения в обязательном порядке должны храниться средства, необходимые для оказания неотложной помощи:

  • Перевязочные материалы – стерильные и нестерильные бинты, марлевые салфетки, вата;
  • Кровоостанавливающие жгуты;
  • Мешок Амбу для выполнения искусственной легочной вентиляции;
  • Дезинфицирующие растворы – хлоргексидин, пероксид водорода, медицинский спирт;
  • Эластичные бинты;
  • Желудочные зонды различного диаметра и длины;
  • Воздуховоды для проведения дыхания рот в рот;
  • Посиндромные укладки – анафилактическая, противошоковая, травматологическая – с необходимыми медикаментами.

Наличие, состав аптечек, их соответствие приказам, проверяют представители Росздравнадзора. При выявлении нарушений на учреждение накладывают штрафные санкции.

Несмотря не обязательное их наличие, вводить лекарственные препараты, применять антисептики и пользоваться специализированными медицинскими приспособлениями (желудочным зондом, мешком Амбу) имеет право только медработник. Другие сотрудники ДОУ не имеют необходимых знаний и навыков, поэтому могут случайно навредить ребенку.

Видео – Первая помощь ребенку

Про ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Согласно статье 125 УК Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «Оставление в опасности», педагог может быть привлечен к уголовной либо дисциплинарной ответственности, если не окажет первую помощь ребенку, который заведомо в ней нуждается. Именно поэтому так важно правильно оценить состояние пострадавшего и не пропустить серьезные нарушения здоровья. В рамках действующего законодательства, если вина воспитателя будет доказана, то его ждет лишение свободы сроком до 1 года либо штрафные санкции.

Надлежащее оказание доврачебного пособия может стать смягчающим вину обстоятельством в том случае, если педагог виновен в произошедшем несчастном случае. Об этом также сказано в Уголовном кодексе – в пункте «к» части 1 статьи 61, а также в п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП Российской Федерации.

Случается, что во время проведения неотложных мероприятий человек непреднамеренно наносит вред пострадавшему. Например, он может сломать ребра, спровоцировать появление гематом, разорвать одежду. Статьи 39 УК РФ, 1067 ГК РФ и 2.7 КоАП РФ указывают, что за такие повреждения наказания не последует, если благодаря своевременным действиям педагога был предотвращен больший вред.

Ответственность на педагога не налагается и в том случае, если он должным образом выполнил все предписанные действия, но помочь воспитаннику не удалось по не зависящим от него обстоятельствам – тяжелое повреждение, развитие осложнений, несвоевременное прибытие скорой помощи.

Работа в ДОУ накладывает серьезные обязанности на сотрудников, не только морально-этические, но и законодательно утвержденные. Для того чтобы правильно действовать в чрезвычайной ситуации, всем педагогам нужно пройти специальный курс обучения по оказанию доврачебной помощи.